Государство как платформа: на IPQuorum 2019 обсудили финансирование культуры в России
На Международном форуме по интеллектуальной собственности IPQuorum 2019 прошла дискуссия на тему «Диспут: Монетизация культуры VS этика».
Участники сессии обсудили, как монетизировать культуру, и должны ли сами художники, актеры и композиторы заниматься вопросами финансирования творческих проектов.
Генеральный директор Большого Московского Цирка Эдгард Запашный заявил, что российскому цирку сложно догонять международный рынок, потому что культура в России финансируется «по остаточному принципу».
«В нашей стране на культуру направляют только те средства, которые остались в бюджете. Вот и получается в итоге, что индустрия цирка не работает. Нужно учитывать, что в цирке сделать имя и прорваться очень тяжело. [Олег Попов] и Юрий Никулин уже ушли. Мы можем создать серьезную конкуренцию канадскому цирку Du Soleil, но нас не слышат и нам не помогают. Наша культура нуждается в общемировом пиаре, и это большая недоработка целой страны. Без помощи государства культуре невозможно выжить», – отметил Запашный.
Культуру не должно волновать зарабатывание денег как главная цель. Она должна помогать стране развиваться и именно таким — опосредованным — образом способствовать приращению материальных благ, полагает председатель Комитета Государственной Думы РФ по культуре Елена Ямпольская:
«Культура – она про качество человека, а не про бухгалтерию. Я категорически против того, чтобы для культуры устанавливались нормативы заработков – посещаемости, продаваемости, окупаемости… Обязательного среднего «окультуривания» в нашей стране нет, и слава Богу. Пойдет ли человек в музей или в театр – это его добрая воля. И она зависит от множества факторов, помимо эффективной работы собственно музея или театра. Зависит от достатка семьи, уровня социальной депрессии в конкретном регионе, уровня воспитания, образования и, в конце концов, от того, что он ежедневно слышит по телевизору – насколько престижно у нас быть культурным», – заявила Ямпольская.
Она добавила, что главный капитал культуры – это не деньги, а одаренные люди: «Нужно считать, прежде всего, таланты, и тогда мы придем в культуре к результату, который нас будет радовать».
Президент Ассоциации IPChain Андрей Кричевский спросил у Ямпольской, какова роль арт-критиков в современном арт-рынке, и действительно ли они являются основными стейкхолдерами конфликта между культурой и её монетизацией, как утверждает писатель Виктор Пелевин в романе «IPhuck10».
Ямпольская ответила, что она не видит в России связи между мнением критиков и монетизацией культурных проектов. «Все, что пишет Пелевин, рождается в его гениальной голове и меняет реальность до неузнаваемости. Думаю, зарубежный опыт арт-рынка по целому ряду причин у нас в обозримом будущем не приживется. И я бы не стала переживать по этому поводу. У нас сложились свои замечательные национальные традиции взаимодействия человека с культурой», – сказала Ямпольская.
Также эксперты отметили, что в культурных проектах может участвовать частный капитал, который обеспечивает прямой выход на монетизацию. Примеры эффективности такой модели есть в театральной жизни, музыке, частных музеях. Если получается монетизировать культурный проект, то он имеет шансы на успех.
Руководитель отдела по работе с органами государственной власти Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин рассказал о ценовой политике в сегменте кинематографа. По данным исследовательской организации, среднестатистический интернет-пользователь в России не готов платить больше 490 рублей в месяц за онлайн-подписку на лицензионные копии сериалов и фильмов.
Родин также объяснил, как качество контента влияет на поведение потребителей. Респондентов исследования попросили выбрать между качественным платным контентом и бесплатным, но некачественным. «Гарантия качества продукта заведомо влияет на его потребительское поведение. Сегодня среди россиян абсолютная доля пользователей – больше 50% – встала на сторону автора. Также в российском сегменте интернета есть запрос на хорошее качество и доступную стоимость контента», – сказал эксперт.
В результате дискуссии эксперты пришли к мнению о необходимости соблюдения баланса между понятием культурной ценности творческого произведения и его экономической эффективности.
Также участниками дискуссии стали руководитель казначейства банка «Новый век» Александр Анисов, советник по цифровизации и развитию НИУ «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук Евгений Лохматов, генеральный директор «Русского концертного агентства» Дмитрий Гринченко, автор проекта «Я в театре», театральный критик Алексей Киселев, импресарио Федор Елютин.