Проблемы авторского права в России и Европе: международная дискуссия на площадке IPQuorum 2019
В первый день работы Международного стратегического форума IPQuorum 2019 состоялась сессия «Определение подходов к расширению доступа к информации, знаниям, произведениям науки, литературы и искусства и объектам смежных прав с учетом соблюдения интеллектуальных прав правообладателей». Проблемы текущего законодательства в отношении авторских прав на примере соответствующих законов Российской Федерации и Евросоюза обсудили заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский, вице-президент по науке и инновациям Федерации интеллектуальной собственности, советник по правовым вопросам ответственного редактора Большой Российской энциклопедии Екатерина Чуковская, немецкий социолог и медиа-исследователь Фолькер Грассмук (Volker Grassmuck) и исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов.
Дискуссия началась с обсуждения директивы Евросоюза об авторском праве, одобренной Европарламентом в сентябре 2018 года. Как рассказал Фолькер Грассмук (Volker Grassmuck), европейская директива создает юридическую неопределенность не только для различных онлайн-платформ, размещающих контент, но и для простых пользователей. Она ставит заведомо невыполнимые условия, считает Грассмук. «К примеру, директива обязывает контент-платформы, в том числе социальные сети и YouTube, вести диалог с каждым автором по поводу каждого произведения. Чтобы снять с себя ответственность, платформа должна иметь лицензию на любой контент, публикующийся на ней, будь то музыка, фото или видео».
Директива об авторском праве пытается регулировать всех интернет-пользователей, однако совершенно не учитывает их интересы. Сотни тысяч граждан Евросоюза обеспокоены действиями политиков. «Европарламент сейчас похож на двоечника, который пытается уговорить законы физики работать не так, – заявил исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов, – Современное авторское право должно быть эффективным, но реалистичным. Необходимо, чтобы новые законы решали проблемы сегодняшнего дня, а не те сложности, с которыми сталкивались деятели прошлого».
Российское законодательство в области авторского права принципиально отличается от новой европейской директивы. Как отметил президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский, только отечественное законодательство вводит понятие открытых лицензий в основном кодексе. Такой вид лицензий предполагает передачу от правообладателя пользователю права на изучение, копирование и использование произведения в любых целях. «Для того, чтобы практика открытых лицензий процветала, мы используем концепцию ноосферы Вернадского. В качестве идеала мы видим информационную оболочку, к которой все имеют доступ на тех или иных основаниях. Сейчас на платформе находится почти 1 600 000 произведений». Однако ни российское, ни европейское законодательство пока не приблизились к решению проблемы сиротских произведений. «Чтобы вы понимали масштаб проблемы, три четверти всех литературных произведений, выпущенных в России в ХХ веке – сиротские. У них нет правообладателя, но использовать их без соответствующего разрешения от владельца нельзя», – заявил Иван Засурский.
«В полной мере ни одно государство не приблизилось к пониманию, что делать с авторскими правами», – констатировала вице-президент по науке и инновациям Федерации интеллектуальной собственности Екатерина Чуковская. «Право всегда догоняет технологию, и тенденция унификации объектов требует и унификация подходов». В завершение дискуссии Чуковская анонсировала, что для определения единого подхода к вопросам интеллектуальной собственности будет проведено исследование авторского права в различных странах мира.