Член Совета РСП Алексей Учитель снимет в Балтийске фильм о Викторе Цое
В Светлогорске, в концертном комплексе «Янтарь-Холл», состоялась творческая встреча с режиссёром, членом Совета Российского союза правообладателей Алексеем Учителем под названием «Современное российское кино. Взлёты и падения». О национальных особенностях кинопроцесса мэтр рассказал редакции «АИФ – Калининград».
— Алексей Ефимович, почему для съёмок нового фильма выбрали именно нашу область?
— Задумал «дорожный» фильм, посвящённый истории гибели Виктора Цоя по пути из Юрмалы в Санкт-Петербург. С экономической точки зрения выгоднее снимать на российской территории. А дороги у вас очень натурные – таких больше нигде не видел. (Улыбается.)
— Вы уже не впервые снимаете кино о Викторе Цое. До этого были «Рок» и «Последний герой». На чём делаете акцент на этот раз?
— Это будет рассказ не столько о Цое, сколько о том следе, который его жизнь и смерть оставили в душах. Случилось так, что я познакомился с водителем «Икаруса», в который врезалась машина Цоя. Его гибель перевернула жизнь этого человека. Он провожал музыканта на своём автобусе в последний путь. Фильм будет об этой истории. Роль водителя исполнит Евгений Цыганов. А к теме рока конца восьмидесятых возвращаюсь, потому что жизнь рок-музыкантов той поры бесконечно интересна. Они жили без тормозов, а в воздухе витало острое ощущение свободы.
— Сегодня это ощущение явно в прошлом. Может, поэтому и рок жив только в нашей памяти?
— Вы правы – к сожалению. Но протестная музыка есть и сегодня. Просто сейчас это не рок, а рэп. А вообще, палки в колёса ставились и в перестроечную пору. Была такая история с фильмом «Рок». Уже на выходе картины Госкино потребовало вырезать эпизод с группой «АукцЫон» в колонии. Тогда я ринулся в знаменитую программу «Взгляд». Ребята в прямом эфире заявили о нападках на фильм. В итоге никто ничего не вырезал и не перемонтировал.
— Осталось умение держать удар?
— Это умение жизненно необходимо. Иначе, зачем бы я пошёл в открытую c фильмом «Матильда»? Нельзя мракобесам дать возможность одержать победу. К слову, немало пришлось пережить и в связи с лентой «Дневник его жены». В 2000 году, когда я снял фильм, ещё существовало Госкино. И при рассмотрении сценария многие члены экспертной комиссии говорили: «Зачем вытаскивать грязное бельё?». А я был уверен, что в картине нет ничего порочащего писателя. Объяснял: наоборот, это возможность для зрителя глубже понять личность Ивана Бунина, напоминал, что «Тёмные аллеи» появились благодаря его любви к молодой поэтессе Кузнецовой. Тем не менее, при голосовании мы проиграли с перевесом в один голос. Наше счастье, что Госкино возглавлял Армен Медведев. Как председатель, он обладал двумя голосами, и счастливая судьба фильма была решена. Знаете, вообще-то я адекватно воспринимаю критику, если она по делу. Но, если говорят гадости просто политиканствующие крикуны или критики с комплексом режиссёра, это совсем другое.
— Вы открыли для зрителя много молодых имён кинематографа…
— Имели место такие ситуации. А всё потому, что я регулярно посещаю дипломные и курсовые спектакли театральных вузов. Вот таким-то образом я и нашёл Иру Пегову. Как только увидел её в дипломном спектакле ГИТИСа «Фро», сразу же пригласил на главную роль в фильме «Прогулка». Примечательно, что, по сюжету, героиня высокая, стройная. Но я понял: с такой энергией, как у Пеговой, рост не так уж важен. Когда я привёл Иру на пробы, мне вся группа сказала, что я сошёл с ума, но я рискнул. Мы сделали Ире туфли на платформе высотой …двадцать сантиметров. И через несколько дней никто из группы даже не мог представить другую актрису на месте Пеговой. Также на театральной сцене я впервые увидел Женю Миронова. Вообще, обожаю театр. Надо признать, в театральном мире больше яркого, чем в кино…
— Никогда не возникало желания попробовать себя в качестве театрального постановщика?
— Это было бы заманчиво. Но я поздно начал снимать кино, а планов много, надо успеть их осуществить. Лучше буду сидеть в театральном зале как зритель. Расстаться с кинематографом для меня немыслимо, невзирая на огромные нервные затраты. Вот представьте себе: в процессе съёмок «Матильды» было задействовано 70 костюмеров, 50 гримёров, сшито 17 тысяч костюмов. И весь этот безумный маховик ты должен денно и нощно держать под контролем. В театре спектакль не выйдет без множества репетиций. В кино надо гениально снять за день. Ты не имеешь права на ошибку. И ещё, кино – это наркотик для всех, кто задействован в процессе съёмок. Для статистов тоже.
«Край» снимали на лютом морозе девять ночей, и все участники массовки героически выдержали бессонницу на морозе. В этом же фильме есть сцена, когда из горящей бани выскакивает женщина. В массовке у нас было задействовано 30 дам. «Кто рискнёт выскочить из огня в снег?» – спрашиваю. И, что вы думаете, все тридцать сделали шаг вперёд…
— В ваших фильмах задействованы звёзды. Случалось сталкиваться с их амбициями и капризами?
— Мне в основном везло. Хотя был небольшой эксцесс с Мишей Казаковым. Он был занят в «Мании Жизели». Однажды репетируем одну из ключевых сцен, и я вижу, что он безбожно наигрывает. Когда я сказал ему об этом, вскипел. Конфликт вышел не шуточный. Но, успокоившись, он признал мою правоту, и дальше съёмочный процесс пошёл успешно.
— Вы жёсткий режиссёр?
— Режиссёр обязан быть диктатором. Знаете, я часто говорю, что режиссёр и футбольный тренер – очень похожие профессии. Матч, как и фильм, длится полтора часа, актёров на поле – одиннадцать человек, и всё действительно похоже по эмоциональному накалу. Честно говоря, могу простить всё, если это не касается съёмок. Вот несобранность в работе не прощаю. Но при этом всегда слушаю актёров и операторов – это мои союзники.
— Вы у нас в области не впервые. Можно ли сделать вывод, что вам здесь комфортно?
— Ну, конечно, комфортно, если я возвращаюсь сюда снова и снова. Мне нравится и атмосфера, и природа, и люди. В общем, релакс, что бывает нечасто.