Алексей Учитель: «Фильм можно запретить, только если он нарушает законы государства»
Режиссер, народный артист Российской Федерации, член Совета РСП Алексей Учитель рассказал Forbes Life, почему не каждый человек со смартфоном может стать режиссером и в чем ценность документального кино.
15 сентября в Санкт-Петербурге стартовал XXVIII Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку». За несколько дней до открытия фестиваля Forbes Life поговорил с его президентом Алексеем Учителем.
Алексей, почему фестиваль называется «Послание к человеку»?
Название «Послание к человеку» принадлежит замечательному петербургскому режиссеру-документалисту Михаилу Литвякову, который и организовал этот фестиваль. Смысл в том, что авторы каждого фильма через призму экрана передают некое послание, искреннее и важное, стремясь найти ответные чувства у зрителя.
В международном конкурсе документальных фильмов практически нет представителей России, они собраны в отдельном национальном конкурсе. С чем это связано?
За последние семь лет мы расширили палитру событий фестиваля, но главным все же остается международный кинематографический конкурс. В мире, кстати, всего два таких фестиваля, где одновременно представлено и документальное, и анимационное, и игровое кино, а также короткометражные картины. Второй такой проходит в Амстердаме. И как в любом международном соревновании, от каждой страны могут участвовать одна-две картины. Национальный конкурс российского документального кино был создан специально для молодых авторов. Мы пытаемся найти новые таланты в режиссерском, операторском, сценарном деле.
Студенческие работы могут попасть в конкурс?
Для нас главное, чтобы автор фильма имел собственный взгляд на действительность, собственное послание к человеку. Ограничений нет. Студенты тоже участвовали и получали призы. Но уровень художественного высказывания должен быть не ученический — это совершенно точно.
Как, на ваш взгляд, развивается отечественное документальное кино?
Чтобы документальное кино развивалось, оно должно получать государственную поддержку, полностью финансироваться государством. Кинотеатры стали редко показывать документальные фильмы, и если это происходит, то, очевидно, что это очень знаковые работы. Кстати, в последние годы и Канны, и Венеция, и Берлин с удовольствием включают в программу интересные документальные картины. Тенденция современного кинематографа в том, чтобы создавать произведения, используя различные формы: и игровые, и документальные, и элементы анимации. Мы приветствуем такой творческий подход. Если в документальном кино использована анимация, это любопытный опыт. Вот, например, режиссер-документалист Виктор Косаковский придумал мысленно провести линию сквозь глобус и показать жизнь людей на противоположных концах Земли. Получился поразительный фильм о нашей планете и людях. Или картина французского режиссера Яна Артюса-Бертрана «Человек», которая снималась несколько лет в ста странах мира. Это необыкновенный фильм: только лица и пейзажи. Люди, как известные, так и те, кто живет в труднодоступных местах нашей планеты, отвечают на конкретные вопросы о любви, болезнях, о себе — получается огромный срез, впечатляющее послание всего мира. Премьера состоялась в Генеральной Ассамблее ООН. Кстати, Артюс-Бертран мечтает снять аналогичный фильм о России.
Сейчас снять свой фильм может любой человек со смартфоном. Как это, по-вашему, влияет на развитие документального кино?
Как раз недавно на кинофоруме «Таврида» мы дискутировали о перспективах мобильной режиссуры. Сейчас на камеру смартфона можно снять изображение такого качества, которое можно показать на большом экране, и даже в кинотеатре. Любой способ хорош, если это искреннее, эмоциональное высказывание, а если оно еще и талантливое, то совершенно не важно, на что оно было снято. Когда автор знает, что он хочет получить на экране, и художественно воздействует на тех, кто смотрит это в интернете, то я только за. На фестивале мы устраивали конкурс, когда зрители посылали свои зарисовки, снятые на телефон. Там были очень любопытные вещи. Иногда даже простой камеры вполне достаточно, чтобы о себе заявить. Важно, какой посыл в голове и как драматургически этот посыл реализован.
Есть ли на сегодняшний день мировые тренды в неигровом кино, как пресекаются европейское и неевропейское кино?
С каждым годом количество фильмов, присылаемых на отбор, увеличивается: три тысячи, пять. В этом году уже около семи тысяч. Это грандиозная цифра, количество стран-участников переваливает за восемьдесят. Отборочная комиссия проделывает огромную работу. Я в этот процесс не вмешиваюсь – буду смотреть во время фестиваля и после. Тогда уже смогу говорить об актуальных тенденциях. Наша задача не создавать узкий коридор, мы отбираем исходя из художественной составляющей: новый взгляд в изображении, звуке, форме подачи материала. Хорошо, когда при этом поднимаются не только политические, но и человеческие проблемы.
Фильм должен ставить вопрос, но при этом ему необязательно на вопрос отвечать.
В разных точках мира совершенно неожиданно могут появляться потрясающие фильмы. В этом и состоит прелесть кинематографа. Иногда возникает мода, например, на азиатское или румынское кино, когда в стране появилось сразу несколько потрясающих режиссеров. Интересно наблюдать, как непохожие друг на друга авторы по-своему воспринимают мир.
Как, на ваш взгляд, идет развитие российского кино?
Два года назад доля российского игрового кино в прокате была 13-15%, сейчас она приблизилась к 30%. Это колоссальный сдвиг, который был достигнут за счет профессионального роста, художественного и технического развития. Зритель пошел на российское кино, и это дает надежду на дальнейшую окупаемость. Я считаю, что кинематограф сам должен зарабатывать деньги, сам себя финансировать. Но мы также ждем закон о меценатстве, который позволит компаниям делать вложения на льготных условиях. Это бы значительно облегчило задачу для авторского кино. Но самая главная проблема — дебютное кино, на него почти не выделяются средства, и, на мой взгляд, именно оно больше всего нуждается в поддержке государства. Коммерческие картины должны финансировать себя самостоятельно.