Член Совета РСП Мария Лемешева: «Российское кино может быть не менее привлекательным, чем голливудская продукция»
Осенью 2018 года владельцы русской версии The Hollywood Reporter решили не продлевать лицензию и превратить журнал в издание, популяризирующее российское и евразийское кино. Так появился «КиноРепортер», с главным реактором которого Марией Лемешевой «Лента.ру» поговорила об итогах прошлого года и перспективах российской киноиндустрии.
«Лента.ру»: Давайте начнем с реперных точек: можете ли вы назвать самое знаковое отраслевое событие прошлого года?
Мария Лемешева: Год начался с «Движения вверх». Рекордная отметка в прокате, на которую вынуждены оглядываться создатели новых потенциальных кассовых хитов. Однако значимость таких успехов не сводится к логике спортивного соревнования: кто больше заработал, тот и чемпион.
– Сразу подошли к извечному вопросу: что важнее и «главнее» — выручка в прокате или художественные достоинства? Вы сами как думаете?
– Кинорекордсмены прежде всего формируют новые точки отсчета, поэтому от них нельзя отмахнуться. И если прокатный результат, например, фильма «Тренер» сам по себе вполне приличный, то через призму успеха «Движения вверх» он смотрится уже куда менее убедительно. Кстати, о «Тренере». Тут вторая вполне осязаемая тенденция ушедшего года. Популярные актеры примеряются к режиссерскому креслу: Козловский поставил «Тренера», Хабенский — «Собибор». Правда, оба не отказали себе в главных ролях в своих фильмах, но это вполне понятно — начинающему режиссеру Хабенскому проще всего найти общий язык с опытным артистом Хабенским.
– Хорошо, давайте проще: 2018 год был провальным, средненьким или удачным?
– С точки зрения развития индустрии, безусловно, удачным. А это сейчас, пожалуй, решающая точка зрения. Понимаете, очень сложно давать однозначную оценку изнутри, не имея дистанции. В этом положении мы вынуждены мыслить отдельными фильмами, а попытаться представить себе движение кинопроцесса в целом крайне сложно. Это сейчас мы понимаем, что «Легенда №17» стала в свое время не просто одним из фильмов в потоке, что с нее берет начало мегатренд нашего современного кино, но по-настоящему это понимание возникло только после успехов «Движения вверх» и «Льда», да и того же «Тренера». А может, «Легенда» возвестила и моду на байопики о героях недавнего прошлого и ускорила появление «Довлатова» или «Лета», хотя это фильмы совсем иного стиля.
– И все же какой-то более конкретный итог прошлого года мы сможем сделать уже сегодня?
– Сейчас мы можем уверенно говорить только об одном: «Ёлки» были последними, самая популярная франшиза новейшей истории российского кино закончилась. Это тоже по-своему знаковое событие. Тимур Бекмамбетов дал понять, что невозможно бесконечно отсиживаться на вчерашнем успехе: если мы хотим движения киноиндустрии вперед и вверх, нужно постоянно обновлять палитру жанров и приемов.
– Вы часто употребляете слово «киноиндустрия». Возможно ли вообще это понятие применять к современному отечественному кино, имея на одном полюсе советский кинематограф, а на другом — Голливуд, Болливуд и даже европейское кино?
– А это действительно принципиальный момент. Именно это я и считаю определяющим фактором для современного российского кинематографа. Уверена, оглядываясь назад, историки кино будут писать о нашем уже уходящем десятилетии как о времени становления российской киноиндустрии.
– Однако объективные результаты говорят не в пользу такого подхода. Разве не так?
– Это очень сложный и многоуровневый процесс со своими слабостями и перегибами и очень простой конечной целью, понятной для всех крупных игроков индустрии: сделать российское кино конкурентоспособным. Первый этап этого процесса сейчас более-менее успешно пройден. Речь о конкуренции на внутреннем рынке.
– По-вашему, можно говорить о какой-то позитивной тенденции? Если да, то в чем она заключается? Разве имеющиеся успехи российского кино не были обусловлены протекционистскими мерами?
– 2018 год, пожалуй, окончательно показал, что российское кино может быть для российского же зрителя ничуть не менее привлекательным, чем голливудская продукция. Да, для достижения этого результата были применены в том числе и протекционистские меры, но я уверена, это издержки периода становления. Если продолжится поступательное развитие на набранных скоростях, в скором времени эти средства не понадобятся, а на данном этапе они оправданы целью.
– И как же нам добиться, скажем так, большего внимания со стороны зарубежной киноаудитории?
– Речь, конечно, не идет о прямой конкуренции с Голливудом, но надо искать и отвоевывать свои ниши. Как можно активнее выходить в китайский прокат, осваивать новые рынки, куда прежде наше кино не добиралось и где оно может оказаться востребованным. Ориентиром должен служить кейс «Невесты» Станислава Подгаевского. Фильм в российском прокате прошел довольно скромно, чуть более трех миллионов долларов сборов и чуть менее миллиона людей в залах. Зато в Латинской Америке, где прокатом фильма занимался Netflix, в общей сложности получилось почти 6 миллионов долларов в кассе и около 2 миллионов зрителей. Великолепный результат, на него сработали и давняя страсть к жанру хоррора в этом ареале, особенно в Мексике с ее культом смерти, и интерес к российской экзотике.
– То есть вы серьезно полагаете, что российское кино может добиться более ощутимых результатов на мировом рынке?
– Для выхода киноиндустрии на новый уровень по доходам и художественному качеству необходимо претендовать на равноправное участие в мировом кинопроцессе. Ничего невозможного в этом нет, примером тому южнокорейское кино, о котором 20 лет назад вообще не слышал никто, кроме завзятых синефилов, и которое сегодня покоряет залы мультиплексов по всему миру. Здесь работает неумолимая арифметика: стабильная аудитория кинотеатров в России держится в районе отметки 15-17 миллионов человек, китайский или латиноамериканский рынок — это сотни миллионов.
– Хорошо, цели ясны, задачи определены. А теперь давайте вернемся к итогам года: кого бы вы назвали человеком года в российском кино в 2018 году?
– А разве могут быть варианты? Кажется, ответ очевиден: Александр Петров. Этот год прошел под его звездой. «Лед», «Гоголь», «Полицейский с Рублевки», наконец «Т-34». Столько главных ролей в успешных проектах за один год! В связи с этим можно говорить еще об одной тенденции, которая свидетельствует о становлении индустрии, — появлении полноценной системы звезд.
– Интересно. «Система звезд» звучит, конечно, очень круто, но что вы вкладываете в понятие «российская кинозвезда»?
– Звезды в нашем кино были и будут всегда, но только в последние годы заработала система их использования. Что это значит? У нас появились артисты, на которых «идут». Еще вчера таким был Козловский, в этом году фильмы с его участием — «Тренер» и «На районе» — прошли скромнее, на первый план выдвинулся Петров. Это ни в коем случае не значит, что Козловский вышел в тираж, дождемся выхода в марте «Духless-3» и увидим его реальную востребованность на сегодня. Дело в другом. Индустрия набрала скорость и динамику, которая требует постоянных обновлений в системе звезд. Вчера кумиром был Козловский, сегодня Петров, завтра какой-нибудь Иванов, а Петров тоже попробует себя в режиссуре. Почему бы и нет?
– Чего ждать от наступившего года российскому зрителю и кинематографистам?
– Ожиданий очень много, но вместо перечисления ожидаемых событий и премьер я ограничусь обозначением нового магистрального тренда. Одним словом: сериалы! Он был задан еще в прошлом году и особенно громко заявил о себе после выхода «Обычной женщины», «Домашнего ареста» и «Звоните ДиКаприо», где тоже не обошлось без Петрова. Лично мне именно сериальный бум кажется сейчас наиболее интересным материалом для анализа. Невероятно резкий рост качества продукции и внимания со стороны зрителей и профессионального сообщества наблюдаются именно в этой сфере.
– Какие именно новинки, на ваш взгляд, заслуживают уже сейчас внимания?
– В этом году нам предстоит много сериальных открытий, среди наиболее ожидаемых — неонуар «Мертвое озеро» Романа Прыгунова, «Доктор Преображенский» режиссеров-маргиналов Тарамаева и Львовой, «Колл-центр» другой арт-хаусной пары, Алексея Чупова и Наташи Меркуловой, и, наконец, теледебют театрального хулигана Константина Богомолова «Содержанки». Но это только из давно анонсированного. Обязательно будут и сюрпризы. Один из них в новом году уже случился. Netflix приобрел права на российский сериал «Лучше, чем люди» для его дистрибуции под брендом Netflix original. Это огромный успех создателей и очень важный шажок для нашей индустрии. В общем, год начался с обнадеживающих новостей.