Ушел из жизни композитор Эдуард Артемьев
29 декабря на 86-м году жизни скончался Эдуард Николаевич Артемьев – выдающийся композитор, народный артист России, лауреат Государственных премий РСФСР и Российской Федерации, Герой Труда Российской Федерации, сопредседатель Совета Российского музыкального союза, член Совета Союза композиторов России, почетный президент Совета Всероссийской Организации Интеллектуальной Собственности, член Совета Российского Союза Правообладателей, член Попечительского совета Национального фонда поддержки правообладателей.
Эдуард Артемьев – автор множества произведений в самых разных стилях и жанрах. Один из первопроходцев электронной музыки, классик отечественного кино, создатель симфонических, хоровых произведений, инструментальных концертов, вокальных циклов.
Родился в 1937 году в Новосибирске. После окончания теоретико-композиторского факультета Московской консерватории был приглашен в Московскую экспериментальную студию электронной музыки под руководством Евгения Мурзина, где активно изучал электронную музыку, тогда же дебютировал в кино. В ранних электронных композициях Артемьева, написанных в период изучения синтезатора АНС, демонстрируются возможности инструмента: пьесы «В космосе», «Звездный ноктюрн», «Этюд». В своем этапном произведении «Мозаика» (1967) Артемьев пришел к новому для себя типу композиции – электронно-сонорной технике. Это сочинение получило признание на фестивалях современной музыки во Флоренции, Венеции, во французском Оранже.
Артемьев создал музыку более чем к 200 кинокартинам. «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского; «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Никиты Михалкова; «Сибириада» Андрона Кончаловского; «Курьер» и «Город Зеро» Карена Шахназарова – лишь небольшой перечень его киноработ. Эдуард Николаевич является также автором музыки более чем к 30 театральным постановкам, среди которых «Идиот» и «Статья» в Центральном академическом театре Российской армии; «Кресло» и «Платонов» в Театре под руководством Олега Табакова; «Приключения капитана Батса» в Рязанском детском театре; «Механическое пианино» в Teatro di Roma; «Чайка» в парижском театре «Одеон».
Параллельно с творческой деятельностью читал лекции для студентов-композиторов Московской консерватории и проводил мастер-классы. В 1964–1985 годах работал старшим преподавателем по классу инструментовки в МГИК.
В 2000 году Артемьев завершил работу над оперой «Раскольников» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» (либретто Андрея Кончаловского, Марка Розовского, Юрия Ряшенцева), начатой еще в конце 1970-х. Премьера рок-оперы «Преступление и наказание» состоялась 17 марта 2016 года в Московском театре мюзикла и была приурочена к 150-летию выхода романа. Несмотря на успех постановки, композитор не был удовлетворен ее результатом. Новый этап жизни оперы начался 1 декабря 2021 года в Санкт-Петербурге, где в присутствии и под руководством автора состоялась мировая премьера оперы в полной композиторской версии на сцене.
Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Австралии, Аргентине, Бразилии, Венгрии, Германии, Италии, Канаде, США, Финляндии, Франции и Японии. За музыку к кинофильмам композитор удостоен четырех премий «Ника», пяти премий «Золотой орел». Награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Орденом Александра Невского, премиями имени Шостаковича, «Золотая маска», Призом имени Глинки и многими другими. Артемьев был президентом основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО.
Эдуард Николаевич был необычайно светлым человеком, невероятного таланта и потрясающей души. Его уход – большая потеря для российской культуры и для всех нас. Мы глубоко скорбим о его смерти и выражаем искренние соболезнования его родным и близким. Низкий поклон. Вечная память.