Россия заняла первое место по количеству проданных кинобилетов в 2017 году
В преддверии Каннского фестиваля Европейская аудиовизуальная обсерватория – общественная организация, занимающаяся исследованием аудиовизуальной индустрии в Европе – опубликовала ежегодный отчет по кинотеатральному бизнесу в регионе. В докладе представлены данные по количеству проданных кинобилетов в каждой стране, кассовым сборам и доле национальных фильмов в прокате.
Бокс-офис и продажи билетов
В 2017 году совокупный объем бокс-офиса в Европе составил €7,02 млрд. Несмотря на то, что бокс-офис упал на 0,3% по сравнению с прошлым годом, авторы отчета отмечают, что это все же третий самый высокий результат в истории. При этом средняя цена билета по Европе не изменилась, оставшись на уровне €7,1. Падение бокс-офиса эксперты связывают с незначительным снижением в посещаемости – продажи билетов упали на 0,8% и составили 984 млн (-7,6 млн проданных билетов).
В исследовании содержатся данные как о странах Евросоюза, так и о соседних государствах (Россия, Грузия, Армения, Исландия и пр.).
Наиболее высокие темпы роста бокс-офиса наблюдались в Словакии, Литве, Польше, Румынии. Небольшой рост был зафиксирован в Германии и Великобритании, на том же уровне по сравнению с прошлым годом остались показатели Франции и Испании. Сильное падение бокс-офиса было отмечено в Италии.
Совокупный бокс-офис России увеличился на 9,5% и составил 53,3 млрд руб за счет беспрецедентного увеличения посещаемости (+10%, 212,2 млн проданных билетов).
Россия стала лидером в Европе по количеству проданных билетов в этом году. Однако в части кассовых сборов первое место занимает Великобритания (объем бокс-офиса в 2017 году составил почти £1,3 млрд), второе – Германия (€1,06 млрд).
В России по сравнению с Европой билеты в кино остаются недорогими: в среднем по Европе этот показатель равняется €7,1, или 462 руб., в России – 251 руб.
Из других стран, не входящих в Евросоюз, выдающийся рост в 25,9% показала Турция, бокс-офис страны достигнул рекордных 871 млн турецких лир, продажи билетов увеличились на 22,1%.
Самые кассовые фильмы
Самыми популярными у европейских зрителей, как и в прошлом году, стали голливудские картины. Из европейских фильмов в топ-20 вошел только «Дюнкерк» Кристофера Нолана (17,2 млн проданных билетов). Первое место по кассовым сборам в Европе занял мультфильм «Гадкий Я 3» (32,3 млн проданных билетов), второе место у «Красавица и чудовище» (29,8 млн проданных билетов), третье заняли «Звездные войны: последний джедай» (28,8 млн проданных билетов). Франшизы в целом выигрывают по сборам в Европе: 15 фильмов из топ-20 (и 8 из топ-10) были перезапусками, сиквелами и спин-оффами.
Исключая копродукцию с США, ни один европейский фильм не превзошел отметки в 10 млн проданных билетов: на самый кассовый европейский фильм «Приключения Паддингтона 2» было продано 9,1 млн билетов.
Доля в прокате
В 2017 году совокупные продажи билетов на кинопродукцию США уменьшились, что привело к снижению доли фильмов США с 67,5% в 2016 году до 66,2% в 2017 году. Соответственно, доля европейских фильмов составила 27,5% (26,3% в 2016 году). Доля европейских фильмов, снятых в копродукции с США, осталась относительно стабильной — 3,7% (3,5% в 2016 году).
Лидерами по доле национальных фильмов в прокате стали Франция и Великобритания — у них она достигает 37,4%. В России, по информации Фонда кино, доля национального кино в 2017 году составила 25,6% по посещаемости и 24,3% по сборам.
Самые низкие показатели зафиксированы у Румынии и Португалии: на фильмы, выпущенные местными студиями, пришлось только 2,3 и 2,6% бокс-офиса соответственно.