Мария Лемешева рассказала, как возрождалась советская киноиндустрия в первые послевоенные годы
Культурное наследие первых послевоенных лет составляют не только художественные фильмы – героически снятую документальную хронику использовали режиссеры 40-50-х и все последующие поколения кинематографистов, заявила главный редактор и редакционный директор журнала «КиноРепортер», член Совета РСП Мария Лемешева. Она рассказала «Российской газете» об истории послевоенного кинематографа и легендарных фильмах, которые достались нам в наследство от Великой Победы.
«После войны советскому кинематографу, как и всем культурным индустриям нашей страны, требовалось время на реабилитацию. Позади была эвакуация “Ленфильма” и “Мосфильма” в Среднюю Азию, где две главные студии-конкуренты впервые за всю историю создавали кино вместе», – отметила она.
По словам Марии Лемешевой, «рефреном двух эпох – военной и послевоенной» – стал фильм «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Съемки картины были прерваны в Москве началом войны и продолжились в Алма-Ате. Первая часть фильма вышла на экраны в начале 1945 года. Фильм был восторженно встречен советской интеллигенцией и удостоился Сталинской премии. Вторая часть картины была резко раскритикована Сталиным, отправлена на доработку и увидела свет лишь в 1958 году, уже после смерти режиссера.
В послевоенные годы кинематограф СССР, выпуская минимальное количество фильмов, затаился как благородный зверь перед исполинским прыжком, полагает Мария Лемешева.
«Перед тем как стать одной из ведущих и высокодоходных мировых индустрий, советское кино пережило непростой этап, который исследователи назвали неологизмом “малокартинье”. Это было трудное, но уникальное время: советские люди соскучились по искусству и наполняли кинотеатры, где смотрели отечественные картины, многие из которых стали классикой, а также так называемые трофейные фильмы, вывезенные из немецких архивов солдатами-победителями. Этот период в истории нашего кино сформировал жанр, в котором и по сей день снимаются военные фильмы. Он задал тон для всей индустрии на многие годы и выработал особый киноязык, где сочетаются мотивы подлинного героизма и обостренного чувства справедливости, душевной драмы и тонкого юмора», – пояснила эксперт.
Она также обратила внимание на такие картины, как «Небесный тихоход» Семена Тимошенко, запомнившуюся зрителям блистательной игрой актера Николая Крючкова – его улыбчивое лицо идеально подходило для собирательного образа советского воина, победившего фашизм.
Тем не менее, зрителям хотелось не только видеть подвиги советских солдат, но и, хотя бы на время, забыть об ужасах войны. Такую возможность подарил фильм «Золушка», снятый режиссерами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро.
«Через 20 дней после взятия Рейхстага худсовет «Ленфильма» принял сценарий главного советского сказочника Евгения Шварца без единого исправления. На главную роль была приглашена 37-летняя актриса Янина Жеймо. Фильм вышел в прокат только в 1947 году, преодолев цензурные барьеры», – поделилась Мария Лемешева.
Она добавила, что эстетика и проблематика фильмов послевоенного времени имеет мало общего с современным российским кинематографом, но это ни в коей мере не умаляет интерес к особенностям киноискусства той эпохи.
«Фильмы первых послевоенных лет помогли миллионам людей пережить самое страшное время в советской и мировой истории, вдохновили на возрождение истерзанной войной страны, новые достижения в науке, искусстве, спорте. Из этой “шинели” вышло советское кино как особое культурное явление», – заключила Мария Лемешева.