«Вечерняя Москва» о том, чем удивил зрителей Московский международный кинофестиваль

26 апреля завершился 46-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ), один из старейших мировых киносмотров. Впервые подобное событие провели в 1935 году, а с 1959 года фестиваль стал регулярным. На этот раз во всех программах, включая параллельно проходящий фестиваль стран БРИКС, показали порядка 250 фильмов более чем из 50 стран мира.

С утра и до вечера в залах кинотеатров «Октябрь», «Художественный», «Иллюзион», «Поклонка» и некоторых других сети «Москино» показывали фильмы на любой вкус, под любой запрос, так или иначе цепляющие и будоражащие. Представить свои работы и посмотреть чужие в этом году приехали 129 гостей. Об этом перед открытием заявил президент фестиваля Никита Михалков.

— Люди, которые к нам приехали, — художники, верящие в то, что правы. И это принципиально. Когда человек уверен, что кто-то прав, и идет к нему, потому что с ним согласен, — это нормально. Этого мы и добиваемся, и заслуживаем. Таких людей достаточно. Но не у всех хватает смелости. Кто-то боится, что понятно, хоть ужасно, что им страшно, — отметил Никита Сергеевич. — Московский фестиваль никогда не был ангажирован, тут никогда никому не говорили, кого «надо» награждать. Качество нашего кинофестиваля на сегодняшний день отличается от остальных больших фестивалей: все они стали колониальными, а мы — нет.

В этом году впервые фильм-открытие смогли увидеть не только участники церемонии, но и обычные зрители. Им стала лента «Открытое небо», полнометражный дебют режиссеров Марианы и Сантьяго Арриага. Сценарий к картине написал их отец Гильермо Арриага, чьи работы многократно номинировались на крупнейшие кинопремии мира. В ленте звучит музыка композитора Людовико Эйнауди.

В основной конкурс 46-го ММКФ вошли 10 картин из 11 стран, часть — совместного производства. Возглавил жюри этого конкурса исландский режиссер Фридрик Тор Фридрикссон, снявший «Ангелов вселенной», «Остров дьявола» и множество других картин. Вместе с ним решали судьбу картин сербский актер Радош Баич, турецкий режиссер Хусейн Карабей, продюсер из Казахстана Гульнара Сарсенова, режиссер Игорь Волошин и актриса Елена Лядова из России.

Нашу страну представила картина Ивана Соснина «Пришелец», жанр которой на съемках создатели назвали как «русский народный сай-фай». Молодой режиссер Иван Соснин, зарекомендовавший себя короткометражными работами, снимавший клипы про космос, минимальный бюджет небольшой уральской студии, необычный дом «из мусора» в селе Мурзинка, девочка с инопланетной внешностью (Алена Мирошникова), яркий актерский состав и большое желание сделать живое кино. По сюжету местные считают деревенского парня Лешу (Максим Стоянов) «не от мира сего», а он сам никому зла не делает, но все ждет, когда же отзовутся инопланетяне, вероятно, забравшие когда-то его маму.

В конкурсе документального кино в 2024 году на Московском кинофестивале было представлено восемь лент из восьми стран, в том числе и совместного производства. Темы, которым посвящено неигровое кино, разные: от жизни 70-летней китаянки, которая ищет любовь («Мэй»), до борьбы с выгоранием группы NILETTO («Нелюбимка»).

В третий раз прошел Национальный конкурс «Русские премьеры». На ММКФ-46 председателем жюри этой программы выступил продюсер Александр Акопов, с ним судьбу награды решали актриса Татьяна Лютаева и режиссер Андрей Зайцев. В «русских премьерах» показали семь лент.

В конкурсе короткометражного кино на ММКФ-46 участвовало 18 лент из разных стран. А еще в рамках ММКФ проходил фестиваль стран БРИКС. В его конкурсной программе показали семь лент. Награду «Лучший фильм» и «Лучший режиссер» присудили ленте «Жокей пустыни» Абу Бакра Шоки (Саудовская Аравия, Египет и Иордания). Приз за «Лучшую женскую роль» достался Ране Хаттаб за картину «Крысиная дыра» Моххамеда Эль-Саммана (Египет), за «Лучшую мужскую роль» — Александру Яценко, сыгравшему в фильме «Ненормальный» Ильи Маланина (Россия). Жюри возглавлял режиссер и сценарист Алексей Пиманов.

Также в этом году на ММКФ показали 29 внеконкурсных программ, включая 9 шот-сетов и 6 ретроспектив.

Фильмом закрытия стал «Майор Гром: Игра», Олега Трофима. Лента выйдет в прокат в конце мая.

Подробнее в материале «Вечерней Москвы»