Генеральный директор РСП Андрей Кричевский в эфире радиостанции «Вести FM»

Генеральный директор РСП Андрей Кричевский прокомментировал ситуацию, связанную с реализацией прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений в сфере частного копирования на получение вознаграждения и ответил на вопросы слушателей в эфире программы «Скажите прямо».

«Почему мы должны платить?» – был первый вопрос. «Во-первых, платите не Вы, а импортеры и производители оборудования и чистых носителей. Закон суров, и его надо исполнять. Он был написан не просто так, а исходя из реалий. Необходимо компенсировать потери правообладателей от копирования в личных целях. Если говорить простым языком, то речь идет о том, что вы, купив диск, затем копируйте его на компьютер. Через какое-то время вам захочется его послушать в дороге, но мобильный телефон не читает диски, и вы через компьютер скопируете музыку на телефон. У Вас есть полное право сделать это. Давайте смотреть объективно на ситуацию – произошло частное копирование. В идеале Вам надо было купить легальный контент для телефона. Т.е. заплатить тем самым обладателю прав на эту музыку. Плательщиками сбора за частное копирование являетесь не Вы, не я, а импортеры и производители оборудования и чистых носителей. Речь идет о том, что именно они должны платить сбор. Будут ли они перекладывать это на конечных пользователей – вопрос к ним. Они могут его заложить в свою прибыль, а могут, и нет» – ответил Андрей Кричевский.

Слушателей живо интересовала так называемая «презумпция виновности»- почему по умолчанию считается, что каждый пользователь обязательно произведет копирование? В ответ генеральный директор РСП привел комментарий Екатерины Эдуардовны Чуковской – заместителя министра по культуре, прозвучавший на пресс-конференции, посвященной актуальным вопросам деятельности РСП. В нем говорится о том, что международный опыт подобных сборов показывает, что другого варианта собирать деньги для компенсации потерь правообладателей при таком копировании не существует. Поэтому здесь допускается некое, необходимое в данном случае, допущение. Каждый из нас хоть раз, но копировал контент на компьютер, флешки и другие носители.

Андрей Кричевский так же отметил, что данный сбор не исключает борьбы с пиратством. К сожалению, данный механизм не позволяет решить эту наболевшую проблему. Этот сбор – всего лишь заложенная уже давным-давно норма нашего законодательства, которая призвана обеспечить вознаграждение правообладателям за использование результатов их интеллектуального труда при частном копировании. Но это реализация лишь части прав правообладателей, проблему нарушения исключительных прав это не решает.

Слушателей очень интересовал вопрос распределения средств. Этот процесс детально прописан в Гражданском Кодексе РФ. В первую очередь существует распределение средств между авторами, исполнителями и изготовителями фонограмм и аудиовизуальных произведений. 40% получают авторы, 30% – исполнители и 30% – изготовители. Кому конкретно распределяются средства, определяется согласно прописанным нормам в Гражданском Кодексе. Это определяется на основании данных о фактическом использовании и на основании статистических данных.

Фактическое использование, это те произведения, которые у нас наиболее часто копируют, т.е. популярность произведений. Статистику по частному копированию можно формировать из нескольких источников. Первый максимально объективный источник это данные о продажах дисков розничными сетями. Второй источник, это данные о скачиваниях в интернете. Третьим источником может являться статистика используемых на радио и телевидении музыки и аудиовизуальных произведений. Еще одним источником могут быть данные о частоте использования тех или иных произведений в ресторанах, барах, боулинг-клубах. Эти данные могут предоставить организации, ранее аккредитованные в сферах защиты авторского права и смежных прав. Суммирование всех этих данных и опросов общественного мнения и будут давать рейтинг. Естественно он будет составляться не РСП, потому что РСП само по себе не является экспертной организацией в этой области. Это будут делать специализированные исследовательские организации в сфере кино и музыки. Планируется участие в этой деятельности «Фонда общественного мнения». Исходя из выше сказанного, можно говорить об объективности рейтинга, на основании которого и будет производиться распределение собранных средств между правообладателями.

При этом РСП учитывает, что ветераны культуры и искусства, а так же молодые таланты при распределении средств по рейтингу популярности получат несущественное, по сравнению с современными популярными артистами, вознаграждение. Именно поэтому самими правообладателями будет создан специальный фонд, в который будут отчисляться до 20% собранных средств на то, чтобы поддерживать эти категории правообладателей и реализовывать социальные проекты в области культуры и искусства. Необходимость создания подобного фонда не оспаривается никем из правообладателей.