Эксперты обсудили проблемы отечественного кинематографа

В конце 2018 года в Общественной Палате РФ состоялся круглый стол «Какие сценарии нужны киноиндустрии». Эксперты обсудили темы для сценариев, которые могут быть интересны государственным и продюсерским компаниям, уровень образования молодых сценаристов и представили проект «Всероссийский питчинг дебютантов».

В обсуждении приняли участие представители Союза кинематографистов России, Фонда кино, Гильдии киноведов и кинокритиков, Московской школы кино, Российского союза правообладателей (РСП), государственных учреждений и пр.

Председатель Союза кинематографистов России, президент Совета РСП Никита Михалков записал для участников круглого стола видеообращение. Он заявил, что основа сценарной деятельности должна исходить из глубины русской классической литературы, глубины человеческих отношений, масштабного понятия любви, из того, какой заряд получит человек, посмотрев ту или иную картину.

В свою очередь, продюсер Игорь Мишин отметил, что одной из причин отсутствия хороших сценариев в отечественном кинематографе является кризис не идей, а спроса. По его мнению, хорошие сценаристы пишут средней руки сериалы, так как именно такой формат востребован сегодня на отечественном телевидении и именно такое ремесло позволяет людям заработать.

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Кирилл Разлогов подчеркнул, что очень трудно определить критерии для понимания качества сценария и самого фильма.

Эксперты обратили внимание, что молодым сценаристам часто не хватает образования при наличии интересных идей, порой они просто не знают, как правильно сделать сценарий – а значит, нужны образовательные программы, помощь соответствующих образовательных институций. Одной из формул роста, согласились они, является чтение качественных профессиональных сценариев и сравнение их с тем, что получилось на экране, и потому эксперты предлагают вернуться к изданию альманаха киносценариев.

Член Совета РСП Владимир Хотиненко посетовал, что из современного кино исчезли три важнейших культурных слоя — город, деревня, молодежь, исчезла человеческая тема.

«У молодежи идет активность в интернете, общение в социальных сетях, но это не художественный анализ, его как раз не хватает, значит, надо активизировать эту сферу. Мне кажется, что в ближайшее время какой-то сдвиг произойдет, нужно количество, которое потом перейдет в качество. Надо давать больше шансов ребятам, которые пишут. Но пока, к сожалению, общая картина печальна. Исчез мир идей. Идея одна — деньги, слава, поменьше работать, что, безусловно, сказывается на общей ситуации в киноиндустрии. Вообще вопрос идеологии чрезвычайно важен. Пока здесь что-нибудь интересное не произойдет, ничего не сдвинется», – сказал Владимир Хотиненко.

В ходе мероприятия также был представлен проект «Всероссийский питчинг дебютантов», организуемый Союзом кинематографистов России и Молодежным центром Союза кинематографистов России. В 2019-м году питчинг пройдет в 15 регионах России с общим призовым фондом 9 миллионов рублей благодаря Фонду Президентских грантов. По словам участников круглого стола, этот проект стал крупнейшим независимым сценарным конкурсом в России. В настоящее время открыт прием заявок на ХII Московский питчинг дебютантов, который пройдет в рамках бизнес-площадки ММКФ с 19 по 21 апреля, III Татарстанский питчинг (Казань, начало марта) и IV Башкирский питчинг (Уфа, 6-7 апреля). В дальнейшем питчинги будут проводиться по различным тематикам на ведущих фестивальных площадках.

Подводя итоги круглого стола, участники попросили поддержки Общественной палаты РФ при проведении региональных питчингов и решили включить в итоговую резолюцию предложение о создании онлайн-площадки, где, при согласовании авторских прав, будут аккумулированы сценарии участников Всероссийского питчинга дебютантов, а также сценарии известных фильмов и телесериалов, представлены рекомендации ведущих сценаристов и продюсеров и издательские проекты.

Организаторами встречи выступили Комиссия Общественной Палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, Молодежный центр Союза кинематографистов России и Ассоциация продюсеров кино и телевидения.

Источник новости